к списку статей раздела

Дело об устранении нарушений архивного законодательства

Апелляционное определение Тверского областного суда по апелляционной жалобе Администрации Конаковского района Тверской области на решение Конаковского городского суда Тверской области от 23 апреля 2012 года, которым постановлено:


  1. Признать незаконным бездействие ЗАО по передаче в МУ “Администрация Конаковского района” документов по личному составу ОАО за период с 1927 по 2008 года в количестве 6936 единиц хранения.
  2. Признать незаконным бездействие МУ ”Администрация Конаковского района” по принятию в муниципальный архив документов по личному составу ОАО за период с 1927 года по 2008 год в количестве 6936 единиц хранения.
  3. Обязать ЗАО передать в МУ ”Администрация Конаковского района” документы по личному составу ОАО за период с 1927 по 2008 год в количестве 6936 единиц хранения.
  4. Обязать МУ “Администрация Конаковского района” принять в муниципальный архив документы по личному составу ОАО “” за период с 1927 года по 2008 год в количестве 6936 единиц хранения.

Судебная коллегия установила:

  1. Конаковский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу и Муниципальному учреждению ”Администрация Конаковского района Тверской области” о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства путем совершения определенных действий.
  2. Свои исковые требования истец обосновал тем, что в августе 2011 года Конаковской межрайонной прокуратурой проводилась проверка по поступившему из прокуратуры области обращению в части правомерности распоряжения архивными документами конкурсным управляющим ОАО и их передаче ЗАО “.
  3. В ходе проверки было установлено: между конкурсным управляющим ОАО и Главой Администрации Максатихинского района подписан акт приема-передачи документов на хранение по личному составу ОАО за период с 1927 по 2008 годы, в количестве 6936 дел (согласно описи N). В тот же день - Администрацией Максатихинского района и конкурсным управляющим ОАО заключен договор ответственного хранения документов ОАО в количестве 6936 дел. Согласно акта приема-передачи (возврата) документов от Администрация Максатихинского района расторгла в одностороннем порядке договор ответственного хранения документов ОАО и с согласия и по поручению индивидуального предпринимателя передала в ЗАО документы в количестве 6936 дел, а именно в здание административного корпуса заводоуправления.
  4. Ввиду незаконности передачи документов ОАО в ЗАО прокурором индивидуальному предпринимателю и руководителю ЗАО вынесено представление об устранении нарушений федерального закона, с требованием передачи документов ОАО в государственный или муниципальный архив.
  5. По результатам рассмотрения представления руководитель ЗАО сообщил прокурору, что Главе Администрации Конаковского района направлено письмо с предложением принятия документов по личному составу ОАО за 1927 -2008 года в количестве 6936 единиц хранения.
  6. Заместителем Главы Администрации Конаковского района руководителю ЗАО в приеме документов в муниципальный архив было отказано в связи с перегруженностью помещений архива. В настоящее время ведется работа по переезду архива в новое здание и оснащению этого здания оборудованием.

Указанные действия (бездействие) ЗАО и Администрации Конаковского района противоречат требованиям федерального законодательства и являются недопустимыми, ввиду следующего.

  1. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
  2. В соответствии с п. 2 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  3. Статьей 3 Федерального закона от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ ”Об архивном деле в Российской Федерации” дается определение архивного дела, под которым подразумевается деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.
  4. Согласно п. 10 ст. 23 указанного Федерального закона, при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
  5. Пункт 4 ст. 4 Федерального закона N 125-ФЗ указывает, что органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ ”Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, в соответствии с которым формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений, относится к вопросам местного значения муниципального района (п. 16 ч. 1 ст. 15).

Предъявление настоящего иска обусловлено защитой интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
На основании изложенного истец просил суд первой инстанции признать незаконным бездействие ЗАО по передаче в МУ “Администрация Конаковского района” документов по личному составу ОАО за период с 1927 по 2008 года в количестве 6936 единиц хранения. Признать незаконным бездействие МУ “Администрация Конаковского района” по принятию в муниципальный архив документов по личному составу ОАО за период с 1927 года по 2008 год в количестве 6936 единиц хранения. Обязать ЗАО передать в МУ “Администрация Конаковского района” документы по личному составу ОАО за период с 1927 по 2008 год в количестве 6936 единиц хранения. Обязать МУ “Администрация Конаковского района” принять в муниципальный архив документы по личному составу ОАО “” за период с 1927 года по 2008 год в количестве 6936 единиц хранения.

Удовлетворяя заявлении исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из:

  1. Требований п. 10 ст. 23 Федерального закона N 125-ФЗ “Об архивном деле в Российской Федерации”, согласно которому при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом.
  2. Копии Протокола N заседания Экспертно-проверочной комиссии при архивном отделе Тверской области следует, что местом хранения документов по личному составу ОАО определен архивный отдел администрации Конаковского района. Решение принято исходя из того, что ОАО являлся источником комплектования архивного отдела Администрации Конаковского района до 01 января 2007 года. Списком организаций - источников комплектования архивного отдела Администрации Конаковского района, утвержденным Главой администрации Конаковского района, подтверждается, что на момент объявления ОАО несостоятельным (банкротом) в 2006 году данное предприятие являлось источником комплектования архивного отдела Администрации Конаковского района.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что у МУ ”Администрация Конаковского района” отсутствовали основания для отказа в принятии на архивное хранение документов ОАО, вследствие чего, бездействие МУ “Администрация Конаковского района” по принятию в муниципальный архив документов по личному составу ОАО незаконно, является правильным.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что состоявшееся по делу решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

судебная коллегия определила: решение Конаковского городского суда Тверской области от 23 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Конаковского района Тверской области - без удовлетворения.



Последние статьи

22.01.2018
Хранение трудовых договоров
22.01.2018
Хранить копии трудовых книжек уволенных не нужно. К такому выводу пришел Верховный Суд
22.01.2018
Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка
22.01.2018
В какие учётные документы архива вносятся изменения в случае всех типов движения документов?
12.09.2017
Должностная инструкция, ответственного за архив
01.09.2017
О налоговых уведомлениях для физ.лиц
29.08.2017
В чем отличие архивного хранения документов от хранения документов на полках?
23.08.2017
Минфин РФ напоминает о сроках хранения учетных документов
17.08.2017
Сроки хранения списков личного состава
17.08.2017
ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЕ 13.25 КОАП